Поют Дети

МЫ – ПТИЦЫ! Занятия пением в игре.

Татьяна Крошилина

МЫ – ПТИЦЫ!

Методическое пособие по постановке голоса детей первого года обучения
(на фольклорной основе)
Игровые певческие упражнения и детские фольклорные игры.
Т.Д. Крошилина – ст.преподаватель кафедры сольного и народного пения Российской Академии музыки им. Гнесиных. Методическое пособие предназначено для руководителей детских фольклорных коллективов и учителей пения.

Вступление

Игра в пении

Игра — любимое занятие детей — может быть прекрасной фор¬мой обучения, при которой дидактический процесс протекает в иск¬лючительно благоприятных и естественных условиях.
В игре создаются сложные психофизические новообразования, способствующие усвоению новых знаний и умений для раскрытия возможностей детей в пении.
Игра позволяет быстрее развивать слуховой анализатор и мелодическое чувство, на рефлекторном уровне прививать детям правильные навыки певческого дыхания, через игровое движение координировать работу дыхательной системы и голосового аппарата. В других (формализованных) условиях предмет такого сложного содержания как постановка голоса становится труднодоступным, особенно для детей 6-7-летнего возраста.
Работа над правильной организацией певческого голоса развивает у детей навыки резонативной (звонкой) разговорной речи. С этой целью осваиваются специальные вокальные игры-упражнения, где важней¬шую роль играет слово. Постепенно и незаметно стирается грань между распевно-скороговорочной речью и мелодическим пением. Дети начинают интонировать близко и выразительно, формируя свои представления о звуке на основе открытой (натуральной речи).
Попутно игра создает благоприятные условия для развития искреннего чувства, необходимого в исполнительстве, раскрывая арти¬стическую свободу, бодрый жизненный тонус детей.
В процессе совместных игр воспитывается дружелюбие, взаимопонимание — качества, необходимые для коллективного творчества.

Вокальное дыхание«ВДЫХАЕМ В ПОЯСОК». ТРЕНИРОВКА ПЕВЧЕСКОГО ВДОХА

Упражнение 1.
«Мы — птицы»
Тренировка осанки

Дети сидят на стульях со спинками.
Учитель: Вы любите слушать как поют птицы?
Дети: Да…
Учитель: Красиво поют птицы в лесу. Сидит птичка на ветке, ед¬ва заметная в зелени листьев, поет-заливается, голос звонкий, сильный и летит он далеко в небо, к солнцу.
Вы пришли к нам учиться петь, узнать особые секреты, чтобы петь как птицы.
Учитель: Хотите петь как птицы?
Дети: Да…
Учитель: Для начала вообразим себе крылья как у птиц. Встань¬те перед стульями. Спина у вас прямая, плечи спокойно опущены, живот свободный. Смотрите перед собой вдаль как летящие птицы. Крыльями представим себе наши руки.
Учитель показывает, как надо уложить большие пальцы рук на линию пояса и остальными пальцами обхватить поясницу. Дети вы¬полняют задание. Учитель помогает им найти верное положение пальцев.

Учитель: Теперь помашем крылышками!
Дети легко, без на¬пряжения совершают движения локтями, освобождая плечи, ощущая мышечную свободу.

Осанка — это первый элемент, на который следует обратить внимание, ибо нарушение осанки вызывает у детей утомляемость, вялость, рассеивает их внимание, расслабляет, не позволяя органи¬зовать правильное певческое дыхание.

Упражнение 2.
«Воздухом раздвигаем поясок»
Дети — в облегающей одежде с подчеркнутой линией пояса (верх — маечки, низ — юбки или брюки на резинке). Учитель предлагает им сесть на стулья, ноги поставить вместе, руки сложить крылышками, как в предыдущем упражнении.

Учитель: Я открою вам первый секрет пения: что надо сделать, чтобы голос стал звонким и полетел высоко и далеко, как у птиц.
Каждый день мы с вами ходим, едим, играем, спим, смотрим телевизор и при этом дышим. Мы не думаем, как рождается дыхание, вспоминаем о нем лишь тогда, когда заболеем, и доктор нас просит: «Дышите, не дышите».
В пении мы тоже дышим, но по особенному: воздухом раздвигаем поясок в стороны. Это очень просто. Надо только вздохнуть, как будто вы вдыхаете аромат цвет¬ка и при этом раздвигаете поясок в стороны. Именно здесь, где повязывается поясок, берется воздух для пе¬ния.
Учитель показывает: вдыхает легко и бесшумно, слегка расши¬ряя крылья носа. Дети повторяют за ним и затем опускают «кры¬лышки».

Учитель: Воздух надо набирать в поясок, как бы раздвигая его в стороны. Плечи оставлять свободными, на месте. Обра¬тите внимание, как животик чуть-чуть (естественно) выдвигается вперед.
Еще раз показывает: садится на стул, руки в позиции «крылы¬шек». Дети по очереди подходят, кладут свои руки ему на бока и ощущают раздвижение нижних ребер Учителя в стороны. Учитель делает короткий вдох — раздвигает ребра в стороны и в этом поло¬жении ненадолго задерживает вдох, затем следует спокойный вы¬дох. Упражнение проделывается несколько раз по руке Учителя.

Учитель: А теперь разобьемся на пары. Один из вас будет делать вдох, а другой проверять его — раздвигаются ли ре¬брышки в стороны.
Дети встают попарно. Один тренируется во вдохе (по команде педагога), другой (за спиной товарища), положив свои ладони ему на поясок, контролирует движение его ребер в стороны.
Последовательность: вдох — фиксация раздвинутого положения ребер — спокойный и плавный выдох. И так несколько раз. Затем дети меняются ролями. Упражнение повторяется в течение 5-10 мин. Учитель в это время контролирует правильность выполненияя дыхательных упражнений по типу «нижнереберных действий».
Упражнение 3.
«Птички на ветке дышат в поясок».
Дети сидят на стульях, воображая себя птичками на ветках, и де¬ржат руки в позиции «крылышек».
Для выполнения упражнения корпус слегка прогибается вперед. При этом плечи не опускаются и живот не напрягается. Перед на¬чалом вдоха производится спокойный выдох на согласной букве «ф». Затем (по команде Учителя: «Вдох») дети быстро и бесшумно вдыхают в поясок.
Учитель считает до трех, пока дети удерживают расширенное положение ребер, и далее следует плавный выдох.
После выполнения упражнения детям дается кратковременный отдых (по команде Учителя: «Отдыхаем»). Дети расслабляются и могут даже положить головы на спинки стульев. По команде Учите¬ля: «Птички на ветке!» упражнение повторяется вновь. При этом Учитель внимательно следит за правильностью и свободой работы нижних ребер и поясничных мышц детей. Все физические действия следует осуществлять свободно и непринужденно. К этому надо стремиться и этого добиться в результате многократных тренингов.
Данное упражнение можно, проделывать попарно, используя фактор переключения внимания: действие — контроль.

Упражнение 4
Игра «Пчелы»
Фиксированный выдох
Учитель стоит в центре полукруга, составленного сидящими детьми. Дети — «пчелы в улье» — держат руки в позиции «крылы¬шек».
I-вариант игры: Учитель под аккомпанемент поет песню про пчел. После каждого куплета на проигрыше дети по руке Учителя встают, быстро и бесшумно вдыхают в поясок и жуж¬жат на согласный звук «ж», слегка «помахивая» локтями-крылыш¬ками. В конце инструментального отыгрыша все садятся (по руке Учителя) на стулья.
Учитель (поет): Пчелки яровые, Крылья золотые, Что вы сидите, В поле не летите? Летите за горы высокие, За леса зеленые, Да на кругленький лужок, На лазоревый цветок. Пчелки, пчелки, Жальца-иголки, К цветам припадают, Медок собирают.
II-вариант игры:
Учитель стоит в центре кру¬га, который образуют дети, взявшись за руки. Во время пения Учи¬теля дети водят круговой хоровод, изменяя на каждом куплете направление движения. После каждого куплета на отыгрыше они разъединяют руки, не сходя с места, складывают их крылышками, жужжат и кружатся вокруг себя.
Учитель контролирует дыхательные действия детей. Чтобы из¬бежать головокружения, с начинающими игру проводят не более одного раза.

Упражнение 5.
Игра «Молчанка»
Задержанный вдох

Учитель встет перед детьми, располагающимися полукругом. Спина у всех прямая, ноги — на ширине плеч, руки — в позиции «крылышек».
Учитель: Кони, кони, мои кони, Мы сидели на балконе, Чай пили, чашки били, По-турецки говорили: — Чаби-чаляби, чаляби-чаби, чаби. Мы набрали в рот воды И сказали всем: «Замри!»
С последним словом «Замри» дети наклоняются вперед, делая бесшумный вдох в задние отделы грудной клетки и задерживая ды¬хание, Учитель считает вслух до восьми, затем говорит: «Отомри!» Де¬ти выпрямляются и несколько секунд отдыхают.
Через некоторое число уроков (не менее трех) можно увеличить продолжительность задержки выдоха (до 9 секунд), в дальнейшем постепенно расширяя ее каждый раз на 1 секунду и следя за тем, чтобы упражнение не вызвало у детей головокружения и утомле¬ния. Выполнять упражнение следует один раз в занятие’.
Отдыхая, дети делятся с Учителем своими ощущениями о том, как они «запасали» и «хранили» воздух в «пояске».

Упражнение 6.
«Огонь-вода»
Длительный и плавный выдох.
I вариант. Игра со свечой
Учитель: Есть еще один замечательный секрет красивого пения. Чтобы голос звучал ровно и сильно, надо уметь медлен¬но, плавно и без толчков выдыхать воздух. Понаблюдаем за плавным выдохом в опыте со свечой. (Учитель зажигает свечу). Если на горящую свечу ды¬шать сдержанно и плавно, то пламя огня почти не изменяет своего положения и даже не ко¬лышется. Но как только при выдохе воздушная струя будет выходить толчками, пламя начнет колебаться и свеча может даже погаснуть. В пении — то же самое. Чтобы голос не угасал и не дрожал, надо научиться долгому и плавному выдоху.
С детьми 10-12 лет полезно поиграть в соревнование: кто смо¬жет дольше других ровной струйкой воздуха на букве «ф» воздейст¬вовать на свечу так, чтобы она сохраняла неподвижность своего свечения.
Время выдоха каждого соревнующегося засекается Учителем по секундной стрелке часов (секундомеру) или по счету вслух.
II вариант. Игра с водой.
Учитель раздает детям пластмассовые трубочки (для коктейля). Берет в одну руку чашку, наполовину наполненную водой, в дру¬гую — секундомер. Дети подходят по очереди (каждый со своей трубочкой) к Учителю, делают грубокий вдох в поясок, опускают трубочку в чашку и начинают медленно выдыхать воздух. Выигры¬вает тот, кто сможет дольше других «булькать», он награждается веселыми аплодисментами.

Упражнение 7.
Ритмичное дыхание под счет метронома.
Дети стоят полукругом. Перед ними ставится метроном. Один его удар равен одной секунде. То же самое можно выполнять под громкий отсчет метра Учителем, но метроном (в понимании детей — новая необычная игрушка) делает упражнение более привлека¬тельным, превращая его в игру.
Последовательность действий: руки в позиции «крылышек» — вдох в «поясок» — восьмисекундный выдох на букву «ф» — актив¬ный и стремительный вдох «в поясок» — восьмисекундный выдох на букву «ф».
По мере овладения букву «ф» можно заменить на беззвучное «ха» и постепенно увеличивать количество «восьмерок».

РЕЗЮМЕ: УЧИТЕЛЮ О ПЕВЧЕСКОМ ДЫХАНИИ

Вдох «в поясок» отмечен нами в многочисленных фольклорных экспедициях у наиболее голосистых певцов, которые при пении обычно дышат «животом», набирая воздух по окружности пояса и управляя голосом мышцами брюшного пресса.
Легкий и бесшумный вдох сопровождается синхронным раздви-жением нижных ребер — второй важнейший элемент организации правильного певческого процесса.
У современных детей, особенно городских, часто возникает про¬блема с дыханием через нос (из-за наличия, например, аденоидов, которые мешают чистой проточной фонации.) Активное же дыха¬ние только через рот может вызвать головную боль и усталость, су¬шит слизистую оболочку полости рта, вызывая першение в горле. Поэтому целесообразно выработать навык комбинированного (че¬рез нос и рот) вдоха, легкого и быстрого. При этом помнить, что пе¬ребор воздуха вызывает излишнее напряжение всей голосообразующей системы. Голоса при этом звучат сдавленно и неприятно, нарушается легочное кровообращение, певцы (при ка¬жущемся запасе кислорода) начинают задыхаться.
Недопустимо, чтобы дети пели на ключичном дыхании, при ко¬тором у них поднимаются плечи (это основной зримый показатель ключичного дыхания), зажимаются мышцы шеи, перенапрягаются гортань и глотка. Дети форсируют звук, быстро утомляются, в гор¬ле возникает чувство жжения.
Способность легко и в меру набирать воздух и плавно выдыхать его в пении и речи — одно из важнейших условий певческой опоры звука.
Ученые отмечают, что у хороших певцов при длительном певче¬ском выдохе воздушная струя плавно озвучивается и нижние ребра почти сохраняют свой расширенный объем, заданный при вдохе. Процесс пения, осуществляемый физически на выдохе, психологи¬чески протекает в режиме — настройке на вдох, на расширенном положении нижнереберной дыхательной системы.
У здорового ребенка — здоровое дыхание. Встречаясь с родите¬лями, Учитель должен объяснять им необходимость закаливающих процедур и разнообразных профилактических мер, особенно в пе¬риод вирусных заболеваний, поражающих органы дыхания.

ПЕРВЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ ЗВУКИ.

Упражнение 8.
«Голошение»
I вариант
Учитель: Сегодня мы будем учиться плакать. (Смех и удивление детей). Да, вы не ослышались. Особый способ плаканья помогает развивать голос. Он становится сильнее и звонче. Вы, наверное, слышали, как подолгу плачут грудные дети. Поплачут и заснут: плач им на пользу, от него они растут и крепнут (если, конечно, плач не вызван болезнью), они развивают таким образом свой голос.
Учитель («крылышками») фиксирует место вдоха, делает корот¬кий вдох «в поясок» и затем демонстрирует восемь секунд голоше¬ния на гласную (протяжное пение звука вне заданной звуковысоты) «а», или на какую-либо другую гласную. Вслед за Учителем дети с удовольствием имитируют пение — плач.
Продолжая игру, можно предложить ученикам изобразить сиг¬налы «скорой помощи», пожарной машины и т.п.

Интонация плача рефлекторно координирует работу дыхатель¬ной системы и голосового аппарата, дает возможность в естествен¬ных условиях ощутить певческую опору. При интонации плача непроизвольно организуется высокая певческая позиция, при кото¬рой корень языка опускается, мягкое небо вытягивается-поднима¬ется, кончик языка упирается в нижние резцы.

II вариант Русская народная игра «Волосянка»
«Волосянка» — старинная детская игра. С начинающими можно «тянуть волосяночку» на гласные звуки «а» и «е», разбив группу детей на пары. Пока одна пара детей соревнуется, другие дети от¬дыхают.
Учитель находится перед детьми, стоящими полукругом. Спина у всех прямая, ноги — на ширине плеч, руки — в позиции «крылы¬шек»
Учитель: Станем ли, ребята, Волосяночку тянуть. А кто не дотянет, Того за-а-а… волосы. Вдох!
Дети делают бесшумный вдох «в поясок» и «голосят», не переводя дыхания. Кто дольше всех протянет звук «а», тот победил.
«Тянут волосянку» и на другие звуки.
На звук «е»:
Станем ли, девицы,
Волосяночку тянуть.
А кто того не вытянет,
тот слабый челове-е-е…к.
На звук «о»:
Станем-те ли, братцы,
Волосяночку тянуть.
Тому, кто «о» не вытянет,
Мы вырвем волосо-о-о…к.
На звук «и»:
Станем ли, ребята,
Волосяночку тянуть.
Тянем-потянем
До самой до ЗИ-И-И…МЫ.
На звук «у»:
Станем, девицы,
Волосяночку тянуть.
Тому, кто «у» не вытянет,
Сто лет мычать «му-у-у…»

ПЕРВЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ СЛОВА.

Упражнение 9.
Игра «Птичка, как тебя зовут?»
Координация вдоха «в поясок» и рече-пение

Дети сидят на стульях и держат руки в позиции «крылышек». Затем по очереди они встают и на вопрос учителя — «Птичка, как тебя зовут?» — отвечают протяжно, на певческом дыхании, то есть «раздвинув поясок» коротким вдохом в стороны, свое имя. Атмос¬фера урока радостная и веселая. Дети звнко, но без форсировки, на¬зывают свои имена. Учитель обращает внимание на то, чтобы имена произносились нараспев. Если кто-то называет свое имя слишком тихо, его нужно попросить усилить голос репликой: «Не слышу!»
Распевное произношение имени достигается растяжной ударных гласных звуков. Например, имена: Ка-а-а-тя, Ната-а-а-ша, Гри-и-и-ша, Ле-о-о-ня.
II вариант
(по мотивам русской народной игры «Парель-щик»)
Дети сидят на стульях полукругом. Учитель выбирает водящего детской считалкой:
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-быты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я.
Водящему (на Севере его называют «парелыциком», то есть че¬ловеком, подбирающим себе пару) завязывают глаза платком и от¬водят в дальний угол комнаты. Одного из сидящих Учитель выводит на середину полукруга, кладет ему свои ладони на поясок со сторо¬ны спины, предлагает сделать вдох «в поясок», звонко назвать по имени Водящего, затем сесть на свое место. Потом Водящему развя¬зывают глаза: он должен угадать, кто из сидящих назвал его по имени. Если Водящий угадал, он садится на его место, а игра про¬должается с новым Водящим.
Считалки каждый раз разнообразятся Учителем.

Игра «Я или не я?»
Дети сидят полукругом на стульях. Учитель стоит перед ними и всем по очереди задает вопросы, начинающиеся со слова «кто». Де¬ти должны отвечать словами «я» или «нет, не я». Начиная игру, нужно напомнить детям о необходимости брать вдох «в поясок», не¬смотря на эмоциональную реакцию на смешные вопросы.
Забавные вопросы Учитель варьирует по ходу игры. Например:
Кто любит маме помогать? — Я
Кто бабушке на день рожденья лягушонка подарил? — Нет, не я.
Кто чистит зубы по утрам? — Я.
Кто плакса-вакса-гуталин, на носу горячий блин? — Нет, не я.

Русская народная игра «Машенька на яр¬марке»
Учитель стоит в центре полукруга, составленного сидящими детьми. Учи¬тель поет песню про Машеньку, а дети хором звукоподражают жи¬вотным, о которых поется в песне:
Учитель: Поедем-ка, Машенька, домик наживать.
Поедем-ка, голубушка, на ярмарку гулять.
Купим-ка, Машенька, курочку себе.
Курочка по сенчикам
Дети: Ко, ко, ко!

Учитель: Купим-ка, Машенька, уточку себе.
Уточка: «Кря, кря, кря!»
Дети: Кря, кря, кря!

Учитель: Купим-ка, Машенька, гусыню себе.
Гусыня: «Га, га, га!»
Дети: Га, га, га!
Учитель: Купим-ка, Машенька, коровку себе.
Коровка: «My, му, му!»
Дети: Му, му, му!
Учитель: Купим-ка, Машенька, лошадку себе.
Лошадка: «И, го, го!»
Дети: И, го, го!
Учитель: Купим-ка, Машенька, овечку себе.
Овечка: «Бе, бе, бе!»
Дети: Бе, бе, бе!
Учитель: Купили мы с Машенькой…
Далее Учитель не поет, а называет виды животных, не обязательно до-машних, Машенька покупает и тигра, и лягушонка, и мышонка… Дети с удовольствием звукоподражают животным.

Русская народня игра «Кто летит?»
Дети сидят полукругом на стульях, сложив руки «крылышка¬ми».
Учитель: Гуси летят?
Дети: Летят. (Легко, не напрягаясь машут «крылышками»).
Учитель: Пчелы летят?
Дети отвечают.
Через несколько вопросов учитель называет нелетающий оду¬шевленный предмет (например: «Котята летят?»); дети, сделав бес¬шумный вдох «в поясок», делают спокойный выдох на согласной букве «ф».
Учитель чередует летающие и нелетающие предметы. Продол¬жительность игры 3-5 минут.
Музыкальный вариант игры:
Учитель (поет): «Грачи летят,
На всю Русь трубят:
Гу-гу-гу-
Мы несем весну!

Пчелы летят, Летят, бунчат:
— Жу-жу-жу-
Медову несем сыту!
Поросята летят, Полосаты визжат:
— Хрю-хрю-хрю-
Надоело нам в хлеву!
Стрекозы летят, На солнце блестят:
— Зы-зы-зы-
Нет прекрасней стрекозы!
Вороны летят,
Во все горло кричат:
— Кар-кар-кар-
Мы летим играть в амбар!
Кукушки летят, Зовут кукушат:
— Ку-ку-ку-
Собирайтесь на суку!
Щенята летят,
Машут хвостиками в ряд:
— Гав-гав-гав-
Захотелось нам забав!
Котята летят, Они громко мурчат:
— Мур-мур-мур-
Будет день без игр хмур!
Журавли летят, На всю Русь кричат:
— Гу-гу-гу-
Не догнать нас никому!
После каждого куплета песни Учитель справшивает: «Летят?» В ответ дети машут «Крылышками» и отвечают или поют: «Летят» или кладут руки на колени и говорят или поют: «Нет, не летят!»

ТРЕНИРОВКА НАВЫКОВ РЕЗОНАТИВНОЙ РАСПЕВНО-СКОРОГОВОРОЧНОЙ РЕЧИ

Упражнение 10.
Рече-пение словосочетаний с протяжными гласными «е», «и».

Словосочетания с протяжными гласными «е», «и» содержат большое количество обертонов, стимулирующих головное резони¬рование и помогающих ощутить голос в передней части верхнего неба.

Дети сидят на стульях, ноги поставлены вместе, руки сложены «крылышками». Учитель показывает: быстро и бесшумно вдыхает, раздвинув «поясок», и произносит нараспев тренировочную фразу. Дети по¬вторяют за ним, затем опускают «крылышки». Словосочетания пропеваются на одном дыхании звонким голосом, но без форсировки и нажи¬ма. Учитель контролирует правильность ритмической организации произносимой фразы, уделяя особое внимание распевности речи.
Пословицы
.
«Где хотенье, там и уменье»
«Век живи, век учись»
«Поспешишь — людей насмешишь» \
«Не хвались отъездом, хвались приездом»
«Конец — делу венец»

Давая возможность ученикам отдохнуть, Учитель проводит не-продолжительную беседу ( 3 мин.) на тему «Глубина народной муд¬рости в русской пословице. Дети комментируют содержание каждой пословицы, используемой в тренировочном упражнении. Затем все встают попарно. Следуя за показом Учителя, один тренируется в произнесении фразы, другой, находясь за спиной товарища, поло¬жив свои ладони ему «на поясок», осуществляет проверку работы его нижних ребер.
Последовательность действий: Вдох — фиксация раздвинутого положения ребер — Произнесение тренировочной фразы — Рас¬слабление.
В фазе расслабления происходит освобождение от остаточного дыхания посредством «сброса» дыхания, надо предложить им под¬нести ладонь к лицу и коротко подуть на нее, как бы согревая.
Загадки
Учитель произносит (пропевает) загадку, предлагая детям найти отгадку. Дети шумно и с удовольствием отыскивают решение. После этого следует работа над загадкой как над тренировочной фразой: снача¬ла групповым методом, затем методом парного контроля.
«Синяя синичка весь белый свет одела» (иголка)
«В воде родится, а воды боится» (соль)

Жеребьевые сговорки, дразнилки, сичталки

В качестве тренировочных фраз целесообразно использовать оригинальные жанры детского фольклора, попутно знакомя учеников с особенностями русской народной игровой культуры.
Жеребьёвки
«Полынки или репейника?»
«Коней кормить или печи топить?»

Шуточные (необидные) дразнилки:
«Тили-тили тесто, жених и невеста!»
Особое место в тренировочных упражнениях занимают любимые детьми считалки:
«Чикинь, выкинь, чики-ви. Чикинь, выкинь, выходи!»
«Эники-бэники, ели вареники. Эники-бэники клепс».

Русская народная игра «Колечко»
Посредством считалки Учитель выбирает Ведущего. Остальные участники игры садятся на стульях полукругом, кладут руки на ко¬лени и складывают ладони «лодочкой». Учитель дает Ведущему иг¬рушечное кольцо, которое тот прячет в свои ладони «лодочку». Подходя по очереди к каждому ученику, Ведущий вкладывает в его ладони свою «лодочку» с колечком, стараясь незаметно оставить кольцо в руках одного из игроков. Потом Ведущий отходит на не¬сколько шагов от сидящих, встает к ним лицом. Учитель кладет ему руки на поясок для дыхательного контроля. Ведущий делает ко¬роткий вдох и распевно произносит: «Колечко, колечко, выйди на крылеч¬ко!»
Игрок, в руках которого лежит колечко, должен быстро вскочить со стула и подбежать к ведущему, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться задержать этого игро¬ка. Если игроку с колечком удалось убежать, он становится сам Ве¬дущим. Если не удалось, то новый Ведущий выбирается по считалке.

Упражнение 11.
Исполнение словосочетаний с йотированными гласными.
Пословицы и скороговорки

«Своя земля и в горсти мила»
«Спеши не торопясь, а медли без лени»
«Не разбивши яиц, не сделаешь яичниць,
«Перепёлка перепелят прятала от ребят
«Нашли пять ребят опять пять опят»
«На мели мы ловили линя»
«Ерёма, Ерёма, точи веретена»
«Тетерев сидел на дереве, а тетёрка с тетеревятками на ветке»

Одной из наиболее характерных ошибок начинающих является исполнение скороговорок в быстром темпе. Надо учитывать, что и в медленном темпе у детей сохраняется в работе над скороговорками игровое начало, позволяя тренировать распевно-скороговорочный тип речи.

Дразнилки
«Ябеда-корябеда»
«Андрей-воробей, не гоняй голубей»

Жеребьевые оговорки
«Дядю Федю или белого медведя?»
«Соловья или воробья?»

Гласные «е», «я», «ё», «ю» (йотированные) в сочетании с глас¬ной «и» усиливают эффект близкого звучания голоса.

Упражнение 12.
Игра «Мы варили варенье»
Закрепление навыков распевно- скороговорочной речи в объеме одной фразы.

Дети образуют круг, размеры которого определяются возможно¬стями классной комнаты. В центре стоит Учитель с мячом в руках. Он произносит первую фразу «Мы варили варенье из арбуза!» и бросает мяч одному из детей. Мяч по кругу переходит из рук в руки, и каждый раз (перед тем как бросить мяч) очередной участник игры должен сказать фразу «Мы варили варенье из …», дополняя ее названием фруктов или ягод, которые до него не назывались. Нахо¬дясь в центре круга, Учитель котролирует правильность вдыхатель¬ных действий детей и распевно-скороговорочное исполнение фразы.
УСЛОЖНЕННЫЙ ВАРИАНТ: Учитель находится не в центре круга, а является одним из участников игры. Мяч передается не по цепочке, а произвольно, по выбору детей. Уронивший мяч или не сумевший дополнить фразу, садится в центр круга. В конце игры остается один — Победитель.

Русская народная долгоговорка «Горох хорош»
Учитель: Шли семеро стариков.
Говорили старики про горох.
Продолжение долгоговорки говорят по очереди дети:
Первый говорит: «Горох хорош».
Второй говорит: «Горох хорош».
Третий говорит: «Горох хорош» и т.д.
Каждый ученик говорит одну фразу. Количество «стариков» в игре называется по количеству детей. После того, как последний участник долгоговорки произносит, например: «Седьмой говорит: «Горох хорош», по взмаху руки Учителя дети делают вдох «в поя¬сок» и говорят все вместе: «Горох хорош!»

Игра «Я люблю» и «Я умею»
Учитель организует жеребьевые сговорки, при помощи которых дети разбиваются на две команды. Они располагаются друг против друга в разных концах комнаты. Учитель начинает игру. В руках у него мяч. «Я люблю играть в мяч», — произносит нараспев он первую фразу и движением снизу вверх бросает мяч игроку одной из команд.
В процессе игры каждый участник (перед тем, как послвть мяч игроку противостоящей команды) должен произнести фразу: «Я люблю…», которую он разнообразит по своему выбору. Продолжительность вокальной игры 5-7 минут.
ВАРИАНТ: Вместо слов «Я люблю» дети (перед тем, как послать мяч) произносят фразу, начинающуюся со слов «Я умею», напол¬няя ее реалистическим («Я умею говорить»), шуточным («Я умею кукарекать»), или фантастическим смыслом («Я умею летать»).
Игра доставляет детям удовольствие и развивает их фантазию. Учитель следит за тем, чтобы они даже в эмоционально насыщен¬ной обстановке не забывали правильно вдохнуть и распевно произ¬нести фразу.

Упражнение 13.
Соединение двух фраз с использованием приема «добора» дыхания.

Учитель: Каждый день при встрече мы говорим друг другу: «Здравствуйте!», «Добрый день!» Это — короткие фра¬зы. Мы исполняли с вами на уроках пословицы, же¬ребьевки, поговорки. Это тоже — короткие фразы. Но часто люди выражают свои мысли и в речи и в пении не одной фразой, а несколькими. Поэтому есть народные песни долгие, протяжные. Их не спеть на одном дыха¬нии, требуется дополнительное. Это похоже на подвод¬ное плавание. Когда человек ныряет и долго плывет под водой, ему через несколько секунд необходимо по-полнить запас воздуха. Тогда он выныривает из воды, вдыхает и продолжает подводное плавание. В пении мы также дышим сознательно и хороший певец чувствует, когда ему необходимо пополнить запас воздуха. Поэто¬му мы будем учиться сознательно «добирать» дыхание.
Как происходит «добор» дыхания и чем он отличается от первого вдоха? Первый вдох мы дела¬ем подготовленный, спокойный, а вот «добор» дыха¬ния, как правило, происходит в середине длинной фразы и, чтобы она сохранила свой темп и форму (не рассыпалась), дыхание надо взять более активно и стремительно, больше ртом. Попробуем потренироваться на исполнении загадок.

Загадки
Учитель произносит загадку. После того, как отгадка найдена, он обращает внимание детей на форму загадки, состоящую из двух частей, и рекомендует после первого предложения, не закрывая рта, сделать «добор» дыхания.
Последовательность действий: Руки в позиции «крылышек» — Вдох «в поясок» — Первая фраза нараспев — Быстрый и активный вдох «в поясок» — Распевная вторая фраза — «Крылышки» опу¬скаются, расслабленные.
Каждая загадка сначала отгадывается, потом следует показ Учи¬теля, исполнение нараспев хором, затем проверка методом попарного конт¬роля.
«Бежит свинкаиз Питера (добор).
Вся спинка утыкана»
(наперсток)
« Не на меру, не на вес (добор)
— у всех людей есть»
(ум)
***
«Ни в огне не горит, (добор)
Ни в воде не тонет»
(лед)
***
«У тебя — есть, и у меня — есть, (добор)
У березы — в поле, у рыбы — в море»
(тень)
***
«В темной темнице сидят девицы, (добор)
без нитки, без спицы, вяжут вязеницы»
(пчелы)

Упражнение 14.
Закрепление навыков распевно-скороговорочной речи с использованием многократного «добора» дыхания.

Дети сидят полукругом на стульях. Парами поочередно выходят на середину полукруга. Один ученик исполняет тренировочный текст, другой, положив ему свои ладони на поясок со стороны спи¬ны, контролирует движение его ребер.
Скороговорки

На дворе — трава.
На траве — дрова:
Раз — дрова, Два — дрова, Три — дрова,
Полон двор дров.
Надо дрова выдворить, выпроводворить.
***
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой,
Шишечка с дырочкой,
В дырочку пар идет.
Пар идет в дырочку,
Дырочка на шишечке,
Шишечка на крышечке,
А крышечка на чайничке.
***
Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.
Кларнет у Карла украла Клара, А Карл у Клары украл кораллы,
Кораллы у Клары украл Карл.
***
Из-под Костромы, из-под Костромщины
Шли четыре мужчины;
Говорили про покупки. Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
***
Широка река, Хороша река, На реке — костер,
На костре — котел.
В нем — уха, не щи, А в ухе — лещи.
***
Однажды, галок поп пугая,
В кустах увидел попугая.
И говорит тот попугай:
«Путать ты галок, поп, пугай,
Но, галок, поп, в кустах пугая.
Пугать не смей ты попугая».
***
Променяла Прасковья карася
На три пары чистокровных поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.
***
Пришел Прокоп — кипит укроп.
Ушел Прокоп — кипит укроп,
Как при Прокопе кипит укроп,
Так и без Прокопа кипит укроп.
***
Козел-мукомол Кому муку молол, А кому не молол. От того, кому молол.
Получал атрушки. От того, кому не молол.
Получал по макушке.
***
Павка на лавке
Плетет лапти Клавке.
Не годятся лапти
Клавке на ножки,
А годятся лапти
На лапки кошке.
***
На дворе вдовы Варвары
Два вора дрова воровали.
Рассердилася вдова,
Убрала в сарай дрова.
***
У ежа в гостях ужата,
У ужа в гостях ежата,
Учит бегать еж ужат,
Учит ползать уж ежат.
***
Иван-болван
Молоко болтал, болтал.
Да не выболтал.
И Маланья-болтунья
Молоко болтала, болтала,
Да не выболтала —
Распростоквасилося.
***
Рыла свинья белорыла, тупорыла,
Полдвора рылом изрыла,
вырыла, подрыла,
На то Хавронье и дано рыло,
Чтобы она рыла.
***
Текст скороговорки каждый ученик получает индивидуально, в зависимости от своих воззможностей. Уровень трудности заданий повышается по мере овладения техникой распевно-скороговорочнои речи. Учитель следит за тем, чтобы поначалу скороговорка произ¬носилась медленно, внятно и нараспев.

Докучные сказки
У нашего Гришеньки
Под окошком вишенки,
У Семена в саду клены,
У Алены — дуб зеленый.
У Марины — куст малины,
У Арины — две рябины,
У Тараски — лыка связка.
Хороша ли моя сказка? (добор дыхания)
***

Как на горке, на пригорке
Стояли двадцать два Егорки.
Раз Егорка,
Два Егорка,
Три Егорка… (И так — пока хватит дыхания), (добор дыхания)
***

Слушайте-послушайте!
Расскажу вам сказочку — хорошую-прехорошую,
Длинную-предлинную, интересную-преинтересную!
Жил был журавль.
Задумал он жениться на прекрасной девице, на цапле.
Пошел свататься. Вот идет он по болоту — ноги вязнут.
Станет ноги из болота вытаскивать — хвост увязнет;
Хвост вытащит — ноги увязнут;
Ноги вытащит — хвост увязнет… (повторение уд¬линяется, насколько хватит дыхания).
***

Стоит над рекой, дуб.
На том дубу сидит сорока — в реку смот¬рит.
А рак вылез из воды и ползет.
Вот он лезет да ползет, лезет да ползет, а сорока смотрит.
Вот она смотрит, а рак лезет да ползет.
Вот он лезет да ползет, а сорока смотрит… (Повторяется не¬сколько раз, на сколько хватит дыхания).

***
Шел я как-то через мост,
Глядь — ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее на мост —
Пусть ворона сохнет!
Шел опять я через мост,
Глядь — ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее под мост — Пусть ворона мокнет!
Снова шел я через мост,
Глядь — ворона мокнет. Взял ворону я за хвост,
Положил ее на мост — Пусть ворона сохнет!

Тексты докучных сказок предназначены для запоминания всеми детьми. В исполнении этого материала дети впервые знакомятся с понятием выразительно-смысловой интонации. Например, в сказке про ворону Учитель предлагает всем (в виде домашнего задания) нафантазировать свою историю: какой человек шел через мост и как он отнесся к вороне? Дети с удовольствием придумывают разно-образные версии на заданный сюжет: это и история про несчастную мокрую птицу, и детективная история, и радостная встреча с дав¬ней подружкой — вороной.
«Докучные сказки» про журавля, про сороку и рака рассказыва¬ются медленно. Концы сказок повторяется до тех пор, пока хватит дыхания; темп при этом убыстряется, но речь сохраняется распев¬ной и звучной.
На материале долгоговорки «Двадцать два Егорки» полезно уст¬роить соревнование: сколько Егорок стоит на пригорке? Все задания выполняются методом парного контроля за дыханием.

Считалки
Считалки — жанр народного творчества, хорошо знакомый де¬тям. Учитель предлагает им в виде домашнего задания вспомнить любимые считалки, на уроке считалки исполняются методом пар¬ного контроля за дыханием.
В дальнейшем Учитель использует считалки при возникновении игровой необходимости.

Русская народная игра «Цапки»
Один из игроков — Ведущий — вытягивает руку ладонью вниз. Каждый из играющих ставит свой указательный палец под его ла¬донь. Ведущий приговаривает нараспев (или поёт):
Собирайтесь, колдуны,
На горячие блины,
Под моею крышей
Собралися мыши,
Заяц, белка, жаба,
Цап!
При слове «Цап!» все играющие быстро убирают свои пальцы, а Ведущий, сжимая ладонь, старается их захватить. Слово «Цап!» можно говорить и не назвав всех животных полностью. Например «… собралися мыши, заяц … Цап!» По правилам, чей палец будет схвачен, тот выбывает из игры. Мы предлагаем вариант, при кото¬ром тот, чей палец схвачен, становится новым Ведущим. Учитель во время игры стоит за спиной Ведущего, положив свои ладони ему на поясок, и контролирует качество нижнереберного дыхания.

Русская народная игра «Море волнуется»
Дети образуют круг, в центре которого стоит Ведущий. Он рече-поет:
Море волнуется — раз! Море волнуется — два! Море волнуется — три! Морская фигура на месте замри!
Как только Ведущий начинает говорить, все участники игры кружатся вокруг себя и на слово «замри!» останавливаются, зами¬рают на месте в образе какой-либо «морской фигуры». Ведущий должен отгадать, какую «фигуру» изображает каждый из игроков.

Усложненный вариант: Учитель уточняет изображаемый образ. Например, перед тем, как Ведущий будет произносить свои слов, Учитель предлагает детям изобразить предметы, которые лежат в школьном портфеле, или изобразить животных, кухонную утварь и т.п. Эта игра раскрепощает фантазию детей и развивает артистизм.

РЕЗЮМЕ: УЧИТЕЛЮ О РАСПЕВНО-СКОРОГОВОРОЧНОЙ РЕЧИ

Еще в 1 половине XVII века в «Азбуковнике» (правилах к чте¬нию «Псалтыря») были определены основные критерии звучания детского голоса — «ясно, чисто, звонко». Распевное чтение при обу¬чении грамоте содействовало развитию правильных певческих на¬выков, которые потом переносились на исполнение песнопений, потому что распевность речи воспитывалась с детства и становилась национальной особенностью.
Для русского языка характерна распевность, распевно-скорого-ворочный тип речи, окрашенной выразительно-смысловыми инто¬нациями. Такая речь проистекает вследствие редукции, количественного и качественного изменения гласных. Эмоциональ¬но-интонируемая, резонативно-распевная речь является основой народного пения.
Работа над правильной организацией певческого голоса часто тормозится отсутствием или слабой развитостью у детей именно на¬выков резонативной речи. К сожалению, звонкой, эмоционально окрашенной разговорной речью владеют далеко не все. Поэтому первой задачей Учителя является развитие резонативных способно¬стей детей, что достигается с помощью активных действий органов певческого дыхания и озвучивания грудного и головного резонато¬ров. Для этого отдельные словосочетания, которые обеспечивают естественную «близкую» подачу звука («на губах») пропеваются по принципу «голошения», «плача», на непрерывный поток которого нанизываются слоги, слова, фразы.
В словосочетания полезно включать слова с сонорными соглас¬ными, усиливающими естественную вибрацию звука в резонаторах. Это ощущение необходимо запомнить.
Для детей с высокими голосами основными являются ощущения головного резонирования, возникающие в пазухах носовой полости, над надбровными дугами, в переносице. Дети с более плотными, низкими голосами ощущают вибрацию над верхней губой и в обла¬сти грудной клетки (в центре груди).
Принцип подбора тренировочных словосочетаний на основе «близких» гласных и сонорных согласных можно использовать и в работе на местном (диалектном) материале.

Переход от распевно-скороговорочной речи к пению. Детские музыкальные фольклорные игры.

Игра «В садовника»
Дети сидят полукругом на стульях. Каждый присваивает себе название какого-либо цветка. Учитель выступает в роли садовника. Он поет и переговаривается с цветами:
Я — садовник молодой, Хожу летом и зимой! Все цветы мне надоели, Кроме розочки одной! Участник игры, который присвоил себе название цветка — роза, должен сказать: «Ой!»
Садовник: — Что с тобой?
Роза: — Влюблена (или влюблен).
Садовник: — В кого?
Роза: — В лилию (или в другой какой-нибудь цветок, или в са¬довника).
Услышав название своего цветка, новый участник игры должен сказать «Ой!» и в свою очередь назвать цветок, в который он «влюблен». Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не ошибет¬ся. В этом случае Учитель считает до трех и, если замешкавшийся «цветок» не исправит ошибку, игра начинается сначала.
Напев Ведущего не представляет сложности, большинство детей запоминают его в ходе игры. Ее продолжительность 5-7 минут. По окончании Учитель предлагает детям исполнить коллективно пес¬ню Ведущего.
Последовательность действий: Руки в позиции «крылышек» — Проговаривание слов песни нараспев при обязательном контроле работы дыхательной системы — Пропевание слов на мелодии — «Крылышки» опускаются.
После того, как большинство детей запомнили мелодию, игра повторяется. Садовника выбирает Учитель с помощью считалки.

Игра «Кто с нами?»
Перед началом игры Учитель проводит с детьми беседу на тему «Доброта и отзывчивость — важнейшие свойства русского нацио¬нального характера». Рассказывается о старинном обычае помогать слабым, одиноким и обездоленным — обычай «помочи».
Посредством жеребьевок дети разбиваются на две команды, ко¬торые рассаживаются слева и справа от стоящего Учителя. Слева сидят на стульях дети, которые в игре будут звать на помощь. Они следом за Учителем повторяют вопрос «Кто с нами?». Справа рас¬полагаются дети, «приходящие на помощь». По взмаху руки Учи¬теля они следом за ним повторяют отклик «Мы с вами!».
Учитель (поет):
— Кто с нами, кто с нами Пашенку пахать, Кто с нами?
— Мы с вами, мы с вами
Пашенку пахать,
Мы с вами!
— Кто с нами, кто с нами
Жито рассевать,
Кто с нами?
— Мы с вами, мы с вами
Жито рассевать,
Мы с вами!
— Кто с нами, кто с нами
Жито серпом жать,
Кто с нами?
— Мы с вами, мы с вами
Жито серпом жать,
Мы с вами!
Кто с нами, кто с нами
Жито в снопы класть,
Кто с нами?
— Мы с вами, мы с вами
Жито в снопы класть,
Мы с вами!
-Кто с нами, кто с нами Снопы на ток возить, Кто с нами?
-Мы с вами, мы с вами Снопы на ток возить, Мы с вами!
— Кто с нами, кто с нами Жито молотить, Кто с нами?
-Мы с вами, мы с вами
Жито молотить,
Мы с вами!
-Кто с нами, кто с нами
Каравай выпекать,
Кто с нами?
Мы с вами, мы с вами
Каравай выпекать,
Мы с вами!
-Кто с нами, кто с нами
За столом пировать,
-Кто с нами?
Мы с вами!
-Мы с вами, мы с вами
За столом пировать,
Мы с вами!
После разучивания песни-игры по схеме: Проговаривание на¬распев в условиях дыхательного контроля — Пропевание на мело¬диях — Учитель предлагает командам игроков встать рядами друг против друга и исполнить песню-игру. Первая команда поет первую часть каждого куплета, заканчивая речевым возгласом: «Кто с на¬ми?», вторая команда поет вторую часть каждого куплета. Послед¬ние слова — «Мы с вами!» — также не поются, а радостно проговариваются.
Вариант: Команды располагаются в разных концах комнаты, выстраиваясь в две шеренги друг против друга. Во время исполне¬ния своей части куплета каждая команда шагом продвигается к се¬редине комнаты, а во время пения противоположной команды возвращается на место.

Вокальная игра «Вы поедете на бал?»
Дети сидят на стульях, расставленных полукругом. Учитель сто¬ит перед ними, поет и задает вопросы, отвечая на которые дети не должны говорить слова «да» и «нет», не должны называть цвета «черный» и «белый». Учитель поёт или проговаривает:
Барыня прислала туалет, В туалете вам билет. Не билет там, а записка, А в записке говорится: «Да» и «нет» не говорить, «Черный» с «белым» не носить, Не смеяться, не болтать, Губки бантиком держать.
Вы поедете на бал? — обращаясь к одному из игроков. После то¬го, как (отвечая на вопросы Учителя) игрок произнесет одно из за¬прещенных слов, вновь звучит песня и Учитель обращается уже к новому игроку. Продолжение игры 10 мин., песня легко запомина¬ется. Дети с удовольствием выступают в роли Ведущего. Чтобы игра проходила динамично, следует ограничить количество вопросов, которые Ведущий может задать одному игроку. Ответивший на это количество вопросов считается выигравшим. После этого происхо¬дит смена Ведущего.
Вокальная игра «Съедобное-несъедобное»
Дети сидят полукругом на стульях. Учитель стоит перед ними, в руках у него мяч.
Учитель (поет):
Катя, Катя, Катерина,
Нарисована картина.
Катя песенки поет
И корзиночку несет.
В этой маленькой корзинке:
(говорит): Ленты, кружева, ботинки!
С последними словами Учитель бросает мяч одному из учени¬ков. Тот должен мяч «отбить». Учитель поет несколько куплетов подряд, варьируя последнюю строчку. Если в песне называется съе¬добное, — то мяч ловится, если несъедобное — не ловится.
Варианты последней строчки: 1) Два орешка, две малинки; 2) Две веселые картинки; 3) Два кота лежат на спинке; 4) Две холод¬ные снежинки; 5) Две игрушечных машинки. Песенка Ведущего разучивается по схеме. Дети получают задание: сочинить последнюю строку песни. На последующих уроках они поочередно исполняют песню Ведущего со своим вариантом окончания.

Вокальная игра «Дядя Трифон»
Дети сидят полукругом на стульях. Учитель стоит перед ними. Учитель (поет): Как у дяди Трифона
Было семеро детей,
Было семеро детей,
Было семь сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга все смотрели,
Разом делали вот так! (делает веселый жест)
Все участники игры должны скопировать следом за Ведущим изображенный им жест.
Песня неоднократно повторяется, при этом меняется жест Веду¬щего. Дети легко запоминают слова и мелодию, после чего с удо¬вольствием по очереди выступают в роли солиста.

Вокальная игра «Шел козел по лесу»
Песня разучивается по схеме «Распевная речь — Пение на мело¬дии».
Участники игры встают в круг, берутся за руки, двигаются по кругу и поют:
Шел козел по лесу, по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
Ножками потопаем, потопаем, потопаем,
Хвостиком помашем, помашем, помашем,
И опять попляшем, попляшем, попляшем.
При словах «Давай, коза, попрыгаем» — дети размыкают руки и прыгают на месте. Далее текст песни иллюстрируется соответству¬ющими движениями. После этой игры обязателен перерыв, во вре¬мя которого дети расслабляются, дыхание успокаивается.
Вариант: Дети в хороводе двигаются шагом по кругу и поют. В центре круга один из играющих с завязанными глазами изображает Козла, кружится вокруг себя. При словах — «Нашел себе принцес¬су» — он останавливается, выбирает из хоровода Принцессу, развя¬зывает себе глаза. Вместе они выполняют то, о чем говорится в песне.
Вокальная игра «Комарик»
В конце комнаты на пол кладется игрушка, похожая на малень¬кие качели (например, доска, положенная на полено). На опущен¬ном конце игрушки лежат короткие палочки — «комарики», которых должно быть на одну меньше, чем участников игры. Все вместе водят хоровод и поют:
Все мы песни перепели,
Про комарика не спели.
Перепели, кума, перепели,
Перепели, кума, перепели.

Сел, комарик на пенечек,
Свесил ножки на песочек.
На песочек, кума, на песочек,
На песочек, кума, на песочек.

Поднялась большая буря,
Комарочка с пенька сдула,
С пенька сдула, кума, с пенька сдула,
С пенька сдула, кума, с пенька сдула.
Тут проехали бояре,
Комарочка подобрали.
Подобрали, кума, подобрали,
Подобрали, кума, подобрали.

Повезли его в Торжок,
Положили под мосток.
Под мосточек, кума, под мосток,
Под мосточек, кума, под мосток.

В конце песни Ведущий ударяет ногой по приподнятому концу игрушки. Палочки разлетаются, дети быстро собирают их. Тот, ко¬му палочки не досталось, встает рядом с Ведущим. Теперь его оче¬редь ударять по концу «качелей». Одна палочка убирается; в конце игры, после того, как все палочки собраны, убирают еще одну. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не соберутся возле Ведуще-го. Победитель тот, кому достанется последняя палочка.
Дети очень эмоционально реагируют на эту игру и стараются за¬владеть палочкой, порой применяя силовые приемы. Поэтому в на¬чале игры необходимо объяснить ее правила: каждый участник «ловит только одного комарика» и палочка принадлежит тому, кто первый прикоснулся к ней рукой. Переход от речи к пению подготовлен всеми предыдущими уп¬ражнениями и является для детей естественным и желанным.
Первые песни-игры предназначены для сольного исполнения, они имеют ограниченный диапазон (ч.4 — ч.5) и простую мелоди¬ческую канву. Преимущество методики, при которой от сольного исполнения дети постепенно переходят к ансамблевому, заключа¬ется в том, что она позволяет каждому постепенно включаться в певческий процесс, по мере овладения музыкальным материалом. » Каждый ученик ощущает себя талантливым солистом, яркой лич¬ностью и поэтому учится с удовольствием.
В песнях-играх, предназначенных для сольного исполнения, учитель имеет возможность, ориентируясь на примарную зону каж¬дого голоса, производить в случае необходимости смену тонально¬сти, чтобы пение осуществлялось в удобной для голоса тесситуре, без крайних звуков диапазона.
Разучивание всех песен происходит в обязательной последова¬тельности — от речи к пению, на основе контроля за правильной работой дыхательной системы.
Двухголосие в песне «Комарик» расчитано на исполнение тех¬нически подвинутыми детьми. Сначала разучивается мелодия ниж¬него голоса. Учитель следит за тем, чтобы игровое действие органично сочеталось с речью и пением. Замеченные отклонения в работе дыхательной системы у отдельных детей необходимо исправ¬лять путем повторения первоначальных упражнений, возвращения к пройденному, но недостаточно усвоенному материалу.

Содержание
От автора……………………………………………………….. 1
1. «Вдыхаем в поясок» Тренировка вокального вдоха…….. 2
2. Певые звуки………………………………………………… 11
3. Первые слова……………………………………………….. 13
4. Тренировка навыков резонативной
распевно – скороговорочной речи…………………………… 14
5. Переход от распевно – скороговорочной речи к пению.
Детские музыкальные фольклорные игры…………………… 28
Нотное приложение………………………………………… 40

Добавить комментарий