Поют Дети

Постановка вокального дыхания

Постановка правильного певческого дыхания является самым первым навыком, с которым знакомиться ученик и в первую половину учебного года, упражнение на формирование данного навыка должны составлять не менее 50% всего учебного времени. По мере усвоения, количество упражнений в течении урока можно сокращать. На второй год обучения использовать в начале урока, в качестве поддержки навыка.

Выполнение дыхательных упражнений в пении у детей

Вдох бесшумен
Дети часто от излишнего старания пыхтят, сопят и другими звуками пытаются показать, как они усердно выполняют упражнение.
Вдох легкий и короткий
От избыточного старания дети пытаются набрать побольше воздуха. Это ошибка. Перебор воздуха ведет к мышечному зажиму, провоцирует на ключичный тип вдоха. Как пишет Крошилина Т.Д. о вокальной работе с начинающими детьми в книге «Мы птицы» — «Перебор воздуха вызывает излишнее напряжение всей голосообразующей системы. Голоса при этом звучат сдавлено и неприятно, нарушается легочное кровообращение, певцы (при кажущемся запасе кислорода) начинают задыхаться». Это наблюдение подтверждают и фониатрические исследования. И.И. Левидов в книге «Детское пение и охрана голоса детей» пишет: Дети младших возрастов обычно не могут понять, что значит «дышать глубоко» и, после пояснения или показа правильного дыхания начинают производить не те движения, которые нужны, а противоположные, мешающие пению: резко напрягают дыхание, учащенно дышат, кривят лицо, сопят носом и т.д.». Хочу обратить внимание на еще одно наблюдение из практики — необходимо с осторожностью применять в процессе объяснения на уроке слово «короткий». Услышав это слово, дети начинают вдыхать судорожно, сильно напрягаясь. Тут надо сказать «Вдох легкий, бесшумный, спокойный».
Вдох фиксированный
У начинающих детей вдох не рефлекторный, а осознанный, нуждающийся в постоянном педагогическом контроле. Умение правильного певческого вдоха, на мой взгляд, одно из немногих, которое может перейти в устойчивый вокальный навык. Каждый ребенок проходит свой путь формирования этого навыка. Кому-то необходимо пол — года, кому-то три. Для ускорения процесса я использую видео — уроки, которые передаю родителям посредством современных мессенджеров и социальных сетей. Это позволяет родителям делать упражнения дома, закрепляя полученные на уроке умения дома.
Продолжительность выдоха в упражнениях соответствует физическим возможностям детей (не более 8 секунд)
Интенсивность выдоха соответствует поставленной педагогической задаче.

Развитие дыхания в пении у детей. Читать статью…

Вокально-дидактические игры на постановку вокального дыхания

1. Тренинг певческого вдоха и задержки дыхания
Необходим для отладки дыхательной координации певческого вдоха и формирования представлений у детей о самой возможности управления своим дыханием)

2. Тренинг певческого вдоха и выдоха
В данной категории тренинга прорабатываются два типа выдоха: без звука и со звуком.
Внефонационные (беззвуковые).
Упражнения без пения и артикуляции помогают ребёнку сконцентрироваться на работе дыхания и не отвлекаться на звук. Тренинг вдоха и выдоха без процесса фонации необходимы на старте обучения, а так же в качестве поддержки навыка правильного певческого дыхания.


Фонационные (звуковые)
Эти упражнения являются следующей ступенью после внефонационных и применяются для тренинга певческого вдоха и выдоха. Здесь уже вводятся простейшие (речевые) элементы артикуляции гласных и согласных звуков.

3. Пение с закрытым ртом
Пение с закрытым ртом является переходным к артикуляционным упражнениям.
Данные упражнения необходимы в качестве, во-первых, перехода от чистой работы над дыханием к пению, во-вторых, как разогревочные упражнения в начале урока.