Поют Дети

Развитие певческого дыхания у детей

Родина Оксана Александровна

г.Москва

К вопросу о формировании навыка правильного певческого
дыхания у детей старшего дошкольного возраста

Дети поютАннотация. Автор статьи рассматривает процесс формирования певческого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с позиции теории и практики. В статье раскрываются общие принципы певческого дыхания, излагаются некоторые практические рекомендации из опыта практической работы в этом направлении.

Ключевые слова: пение, дошкольники, дошкольный возраст, певческое дыхание.

Rodina Oxana

On developing proper cantatory breathing skill with older pre-school children

The author of the article examines the process of development of cantaroty breathing with children 6-7  years of age from the theoretical and practical points of view. General principles of cantatory singing as well as certain practical recommendations based on experience in the relevant area are being described.

cantatory breathing, pre-school age, preschool children, breathing skill

Пение – это озвученное дыхание. Еще в ХIХ веке известный педагог, профессор Миланской консерватории Франческо Ламперти, воспитавший блистательную плеяду певцов, подчеркивал: «школа пения – это школа дыхания» [6, c.32]. Более конкретно эта мысль звучит у  исследователя детского голоса Г.П.Стуловой: «Базой вокально–хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так  как от него зависит качество звука» [5, c.41].  Правильное певческое дыхание – это такое дыхание, которые  наполняют звук певческого голоса  энергией, сообщает ему резонансные свойства и является важнейшим способом управления голосом.

Певческое дыхание в функциональном отношении отличается от речевого:

  • вдох короткий, выдох более длинный;
  • дыхательный процесс – произвольно управляемый;
  • работа дыхательных мышц в пении более интенсивная.

Правильное певческое дыхание состоит из двух элементов – правильного  вдоха и правильного певческого выдоха – так называемого озвученного выдоха. Именно на «певческом дыхании» — выдохе, на «проточном» дыхании, или «продыхе», как говорят вокалисты-практики, человек поет.

При правильном певческом вдохе в организме певца происходит сложная подготовка к звукообразованию,  в том числе, формируется необходимая форма и положение диафрагмы, создается эффект расширения нижнего отдела грудной клетки, мышц спины и живота.  Мы можем почувствовать, как мышцы спины и нижний отдел грудной клетки при вдохе слегка расширяются, живот напрягается, чуть втягивается.  Это опоясывающее расширение  — положение диафрагмы при вдохе остается до конца фонационного выдоха. То есть певец фиксирует своим сознанием ощущение вдоха и позволяет мышцам расслабиться только при снятии звука.

Эта «фиксация вдоха» у разных педагогов называется по-разному, например, «вдыхательная установка», то есть ощущение, при котором поддерживается состояние вдоха во время фонационного выдоха. Главная функция вдыхательной установки – защитная: предохраняет  голосовые складки от чрезмерного подскладочного давления, способствуя сохранению гортани в стабильном  положении при пении и выравниванию  певческих гласных.  

 Как  известно из работ  В.П. Морозова, «вдыхательная установка» так же активно влияет на степень озвученности резонаторной системы:

  • сохранение положения вдоха приводит к рефлекторному расширению  дыхательного тракта, что усиливает ощущение грудного резонирования;
  • при вдохе расширяются ноздри и ротоглоточная полость, удерживание которых  в таком же положении при  пении  усиливает озвученность головных резонаторов [3, с.5].

Тренировку правильного певческого вдоха начинают с самого начала обучения дошкольников. Если попросить необученных пению детей сделать  вдох, то, в  большинстве случаев можно увидеть, как их плечи поднялись вверх, а верхний отдел грудной клетки расширился. Именно этот тип вдоха, так называемый ключичный  (или  верхнегрудной),  не  приемлем   в   пении.   Исследования    Л.А. Венгрус показали, что в младшей и средней группах дошкольников превалирует  смешанный певческий тип дыхания. Правильное диафрагмальное  певческое  дыхание   в средней  группе выявлено у 84% детей, в младшей группе – 86%. В старшей дошкольной группе процент детей с правильным певческим дыханием значительно снижается. Активная работа диафрагмы при вдохе была выявлена только у  23% детей [4, с. 28].

Формирование навыков дыхательных движений  у детей старшего дошкольного возраста можно начинать изолированно от звукоизвлечения. Детям предлагается  положить руку на грудь и почувствовать, как она поднимается при вдохе. После чего объясняется: «Так в пении дышать нельзя». Можно использовать рекомендации: «Вдыхаем в животик», «Наш животик – это шарик, надуем его». Конечно, таким образом мы вряд ли добьемся полноценного смешанного вдоха (вдох будет брюшной), но на начальном  этапе вокальной  работы с детьми дошкольного возраста задача педагога — не допустить ключичного дыхания в пении.

     Наиболее эффективен в работе с  дошкольниками репродуктивный метод. Руку малыша педагог кладет к себе на живот, рука педагога – на животе ребенка. Ребёнок «прислушивается» к дыханию педагога, невольно сравнивая его со своим. К слову сказать, обучение пению по принципу подражания — самый эффективный способ педагогического воздействия в работе с   малышами.

Во время выполнения упражнений  малыши приучаются контролировать характер  вдоха. Как это достигается: ребенок сидит на  стульчике, спина прямая, одна рука на поясе, другая на животе. Ребенок ощущает и в свою очередь контролирует необходимое расширение в области пояса. Как известно, у взрослых певцов иногда  практикуется использование  пояса – бандажа для стягивания живота. Наряду с другими целями, как пишет Л.Д. Работнов, пояс «повышает мышечное и тактильное чувство в тех областях, которые вообще ощущаются нами расплывчато и неопределенно» [5, с. 178]. В нашем случае руки помогают ребенку зафиксировать внимание на ощущении правильных дыхательных движений.

Правильный певческий вдох бесшумен. Детям легче вдыхать через рот. В защиту такой практики (у взрослых певцов) выступает Л,Д. Работнов: «Вопрос о том, дышать ли через нос или рот, не имеет  принципиального и практического значения, так — как безразлично, каким образом попал воздух в легкие. 500 куб.см. воздуха  …с одинаковой скоростью доходит в легкие, как через нос, так и через рот [5.,182].

Малыши от избытка старания могут делать перебор воздуха, что, как известно, перегружает дыхательные пути и негативно сказывается на звуке: создает напряжение, обедняет тембр и т.д. Дети часто от излишнего старания пыхтят, сопят и другими звуками пытаются показать, как они усердно выполняют упражнение. Перебор воздуха ведет к мышечному зажиму, провоцирует на ключичный тип вдоха. Как пишет педагог Крошилина Т.Д. о вокальной работе с начинающими детьми в книге «Мы птицы» — «Перебор воздуха вызывает излишнее напряжение всей голосообразующей системы. Голоса при этом звучат сдавлено и неприятно, нарушается легочное кровообращение, певцы (при кажущемся запасе кислорода) начинают задыхаться» [1, с. 10.]. Это наблюдение подтверждают и фониатрические исследования. И.И. Левидов в книге «Детское пение и охрана голоса детей» пишет: «Дети младших возрастов обычно не могут понять, что значит «дышать глубоко» и, после пояснения или показа правильного дыхания, начинают производить не те движения, которые нужны, а противоположные, мешающие пению: резко напрягают дыхание, учащенно дышат,кривят лицо, сопят носом и т.д.». [2, с. 48].

Хочется обратить внимание на еще одно наблюдение из практики — необходимо с осторожностью применять в процессе объяснения на уроке слово «короткий». Услышав  это слово, дети начинают делать судорожные вдохи, сильно напрягаясь. Правильнее сказать «Вдох легкий, бесшумный, спокойный».

Правильное звукообразование – пение на правильном выдохе, — «проточном дыхании», на «продыхе»: между смыкающимися голосовыми связками  образуется небольшая голосовая щель, форма щели при этом может быть разнообразна. От размеров этой щели зависит степень плотности звука. Чем больше мы «продуваем», тем больше расширяется голосовая щель, тем более фальцетным, легким и прозрачным становится звук. Как известно, при оптимальном «продыхе»  певцу становятся доступны тонкие динамические оттенки, вибрато и т.д. 

При сужении голосовой щели звук становится более плотным, насыщенным. Голоса, которые поют на полном замыкании голосовой щели, теряют вокальную гибкость и диапазон. Голосовой аппарат становится напряженным и теряет пластичность. Такой способ звукоизвлечения провоцирует нажим на гортань. Происходит то, что называется «петь на горле». Звук при этом звонкий, резкий, похож на крик.  С точки зрения вокального развития такой тип смыкания у детей  не имеет  перспектив.

 Малышам  в начале обучения сложно пропеть необходимую фразу на «одном» дыхании. Как правило, дети делают добор дыхания в середине слова, «глотают» окончание слова или начало другого слова, пытаются прокричать фразу. Это происходит из-за того, что дети еще не умеют управлять выдохом.

Детям объясняется, что дыхание – это «наш ковер – самолет». На дыхание (на выдыхаемую струю воздуха) ложится наш голос и «вылетает» к слушателю. Без этого «транспорта» наш голос не сможет красиво звучать. Малышам помогают рекомендации: поднести руку ко рту и на звуке «а» в упражнениях «почувствовать ветерок». Педагогу на начальном этапе формирования дыхательных навыков не нужно бояться придыхательной атаки и тихого пения. Постепенно атака станет мягкой, выдох будет озвучиваться, но не за счет крика, мышечных зажимов, пересмыкания голосовых связок и т.д., а за счет правильной работы всей вокальной системы, за счет эффекта резонанса. Мы считаем правильным, что дети по полгода, а иногда и больше, поют тихонечко,  «мурлыкают, как котятки», а через год можно услышать как  «котятки» гордо заявляют: «Мы уже не котятки, мы – тигры». Звук начинает «крепнуть» на глазах.

Каждый ребенок проходит свой индивидуальный путь формирования  навыка правильного певческого дыхания. Для ускорения процесса формирования правильного певческого дыхания  нужно  использовать видео — уроки, которые передаются родителям посредством мессенджеров, что позволяет делать упражнения дома, закрепляя навыки, полученные на   занятиях.

Можно с уверенностью утверждать, что дети  старшего дошкольного возраста могут правильно дышать в пении. Навыки правильного певческого дыхания успешно формируются постепенно в процессе обучения.

Литература:

  1. Крошилина, Т.Д. Мы – птицы. – Сочи.:  Центр культуры и искусства «Лазаревское», 1995. – 46с.
  2. Левидов, И.И. Детское пение и охрана голоса детей. – Ленинград: Тритон, 1935. – 72с.
  3. Морозов, В.П. Резонансная техника пения и дыхание//Вопросы вокального образования/ Методические рекомендации для преподавателей ВУЗов и средних специальных учебных заведений/Составитель М.С.Агин. – М. – СПБ.: РАМ им. Гнесиных, 2014. – С. 3-8
  4. Венгрус, Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – СПБ.: Музыка, 2000. – 276с.
  5. Работнов, Л.Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов: Учебное пособие. – 3-е изд., стер.  – СПБ: Лань; Изд. ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2017. – 224 с.
  • Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учебное пособия для студ.пед.высш.учебн.заведений.- М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с.41

Сведения об авторе:

Родина Оксана Александровна,

Место работы: МБУК «Культурный центр Вдохновение»

Место учёбы: МПГУ

Научный руководитель: Стулова Галина Павловна

E-mail:Nikitina-folk@mail.ru Участие заочное

Добавить комментарий