«А» — любимый звук с самого детства. «А» — первая буква в русском алфавите и один из основных гласных звуков русского языка. Один из первых, которые говорит человек. «А-а-а», — девочка укачивает куклу. Высказываем удивление — тянущимся «А», а кого- то укоряем (ай –яй –яй). . Именно звук «А» ассоциируется у людей с пением.
Поем «А» — все за и против
Большинство, как начинающих, так и опытных педагогов начинают развитие голоса, применяя вокальные упражнения с гласным звуком «А». Их аргументы:
- гласный звук «А» традиционно считается самым «удобным» гласным в пении (хотя, судя по моему опыту, это не так, скорее — привычным);
- формирование вокальной артикуляции на звуке «А» осуществляется наиболее просто, в сравнении с другими звуками (У, О, И и др.). На звуке А, как правило, легче добиться необходимой степени открытия рта в пении, поэтому, по распространенному мнению, он идеально подходит для формирования артикуляционных навыков первого порядка.
С другой стороны, имеющий на первый взгляд явную природную певческую предрасположенность, гласный звук «А» образует серьезные «подводные камни» для начинающего певца.
В первую очередь, неосторожное пропевание звука «А» у начинающих провоцирует форсирование (пение на предельной громкости), что может привести к следующим последствиям:
- ухудшению звуковых свойств детского голоса (искажение тембра, напряженное, крикливое звучание);
- «расслоению» детского голоса на регистры (появлению регистрового «порога»), что, в свою очередь, делает невозможным развитие ровного тембра при расширении вокального диапазона;
- самое существенное, пение на форсированном звуке — одна из главных причин порчи голосового аппарата. Особенно это касается детской певческой системы, еще не окрепшей и до конца не сформировавшейся.
Правила пения звука «А»
Я не рекомендую использовать этот звук в качестве стартового гласного в занятиях пением с детьми. А в случае, продиктованном технической необходимостью, на начальном этапе, советую следовать нескольким правилам:
- петь «А» на начальном этапе обучения мягко и тихо, внимательно отслеживая и пресекая малейшее напряжение звука (в том числе, педагогу-вокалисту при показе);
- стремиться к равно-громкому звучанию детского голоса по всему диапазону.
Так же, полезно в упражнениях сочетать звук «А» с шипящими («Ха», «Ша»). Такие сочетания уменьшают плотность смыкания голосовых связок, тем самым сокращая риск расслоения голосовых регистров .
Вывод: гласный звук «А», несмотря на природную певучесть, требует особого внимания со стороны как ученика, так и педагога-вокалиста. Начинать постановку голоса у детей на звуке «А» следует осторожно, петь тихо, постоянно отслеживая громкость звуковой подачи. Неосторожное использование этого звука в упражнениях может привести к критическим последствиям для детского голоса.
автор: Оксана Никитина