Поют Дети

Музыка для малышей

Раннее вокальное развитие
все ЗА и ПРОТИВ

Автор статьи: Никитина Оксана Александровна

Надо ли направленно развивать музыкальные, вокальные способности детей с трех, четырех лет, или стоит подождать до более старшего возраста? Ответ на этот вопрос дает специалист по постановке голоса у детей, автор вокальных методик для дошкольников Никитина Оксана Александровна.

Как только ребенку исполняется три года, многие родители задумываются о выборе развивающих занятий для своего малыша. Многочисленные детские центры предлагают обширный список всевозможных занятий разной направленности, в том числе, развивающие музыкальные, вокальные способности ребенка. Несмотря на это, родители часто откладывают направленное общемузыкальное, а, в частности, и вокальное развитие детей до более старшего возраста, возлагая надежды на занятия пением в детском саду, а, в будущем, на музыкальную школу или творческие студии.

Поют детиОбщеизвестно, что дошкольный возраст — это важнейший период формирования основных умений и навыков. В тоже время, мало кто знает, что именно в раннем возрасте закладывается основа будущих музыкальных способностей человека, в том числе музыкального слуха, творческого мышления. Современные научные исследования в области психологии показывают, что каждый услышанный ребенком звук остается в его памяти.

Память ребенка, как и взрослого человека, состоит из двух взаимосвязанных и постоянно взаимодействующих памятей: оперативной и долговременной.

Долговременная память включает в себя весь предшествующий звуковой опыт ребенка. В уплотненном, сжатом виде этот опыт «записывается» или кодируется в мозгу в особых системах нейронов. Долговременная память маленького ребенка — чистый лист бумаги, на который постепенно пишется его звуковой опыт. Что будет на нем написано (то есть что ребенок услышит и запомнит), то и будет закодировано, осознано опытом, а затем будет постоянно «прочитываться». Спетая мамой песенка, услышанный певец по телевидению или радио – все это остается в памяти ребенка, и из этих услышанных песен, звуков, музыки и складывается фундамент музыкальных пристрастий, будущие стереотипы звукоизвлечения.

Детство – важнейший период освоения различных умений и навыков и не все навыки, связанные с освоением интонации, речи, восприятия музыки, можно наверстать потом. Эту мысль доказывают научные данные о так называемых «критических периодах» развития.

«Критические периоды» — периоды развития ребенка, в течение которых появляются (а по истечении их, как правило, исчезают) возможности приобретения известных навыков, эмоциональных реакций, развития способностей и т. д. Наступление критических периодов у каждого ребенка индивидуально, поэтому необходимо как можно раньше начинать музыкальное, в том вокальное развитие и направленно продолжать.

Музыкальные и вокальные способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Отсутствие направленного развития музыкальных и, в том числе, вокальных способностей может привести к отставанию у детей. Профессор педагогических наук Н.А. Ветлугина, известный исследователь в области музыкального развития детей писала: «Если не учить ребенка различать музыкальные звуки по высоте, то ребенок к 7 годам не в состоянии будет выполнить задания, которые более младший легко выполняет».

Анализируя свой 17-летний опыт вокальных занятий с детьми дошкольного возраста, я так же могу подтвердить тот факт, что малыши, начинающие заниматься постановкой голоса с 3-х, 4-х лет овладевают как вокальными, так и интонационными навыками (связанными с музыкальным слухом) не хуже детей старшего возраста, а часто и гораздо эффективней. К 5, 6 годам они часто имеют ощутимые результаты в пении, тогда как их ровесники только начинают делать первые шаги в освоении вокальных навыков. Начиная занятия вокалом с 3-х, 4-х лет дети быстрее достигают профессиональных результатов.

Следующий аргумент, который можно выдвинуть за раннее вокальное развитие детей является отсутствие «напетости» голоса. У детей в 3-4 года пока еще нет устойчивых стереотипов звукоизвлечения в пении, у них нет точного представления о том, как должен звучать голос (громко, тихо, мелодично, или резко, низко или высоко и т.д.). Как правило, еще нет «напетых» недостатков в пении, связанных с вокальной мышечной системой и певческой артикуляцией, которые приобретаются на уроках пения в детских садах, у неопытных педагогов пения в развивающих центрах, под влиянием речи и пения по радио и телевидению.

Таким образом, я считаю, что раннее музыкальное и вокальное развитие ребенка – необходимое условие для его гармоничного роста. Необходимо как можно раньше начать заниматься направленным музыкальным, в том числе вокальным развитием с детьми, так — как от этого напрямую зависят будущие творческие успехи ребёнка.

продолжить читать статьи о вокале
Поем А правильно
Вокальное дыхание
Методика Оксаны Никитиной «Вокальная азбука» 
Угасание речепевческой функции в XXI веке

Добавить комментарий